Страницы

Solo Email Ads

Важно

суббота, 14 января 2012 г.

Фестиваль Рождественских вертепов



14 января 2012 г. в ДК "Северное Чертаново" (Москва) прошел Фестиваль семейных Вертепов. В празднике приняли участие четыре коллектива: студия традиционной культуры "Воскресенье" при ДК "Северное Чертаново" (руководитель Елена Михалева), фольклорный центр "Дербеневка", фольклорная студия Игоря Климова, студия семьи Коровиных. Организатором Фестиваля стала Студия традиционной культуры "Воскресенье" при ДК "Северное Чертаново". В подготовке Фестиваля приняли участие все его участники. В празднично украшенном зале ДК возле большой рождественской елки собрались более полусотни детей от двух до десяти лет с родителями. Все они являются участниками русских фольклорных студий, поэтому и одеты были в народные костюмы. Говорят, что одежда, влияет на внутреннее состояние человека. Пожалуй, в этом случае данное предположение подтверждалось. Девочки, одетые в праздничные сарафаны, с заплетенными косичками и мальчики в косоворотках с тонкой вышивкой, в хромовых сапожках, вели себя так, как бы вели себя крестьянские дети сто лет назад на сельской елке: они играли и веселились, как обычные дети, при этом прекрасно понимая и не переходя грань дозволенного. Никаких капризов, криков, приставаний к занятым подготовкой праздника, взрослым. Взрослые же краем глаза наблюдали за детскими играми, не вмешиваясь, но при этом строго следя, что бы никто никого не обижал. Обстановка дружеская, почти семейная. В зале уже были установлены сцены трех кукольных театров, для представления семейных Вертепов. Напомним что слово «Вертеп» на старо славянском языке означало «пещера», вырубленная в горе для скота. По преданию как раз в такой пещере был рожден Христос. Позже этим словом стали называть и переносной кукольный театр, в котором разыгрывался спектакль, и сам спектакль, представляющий события связанные с рождением Иисуса Христа, описанные в Евангелии. Сцена кукольного театра изготавливалась из ящика, обтянутого материей, или оклеенного разноцветной бумагой. Вертепы могли быть довольно большими – в рост человека. В нем оборудовались одна или две сцены, с разными декорациями. Оформление сцены и кукол было таким, каким позволяла фантазия и материальные возможности хозяина вертепа. На верхней сцене вертепа разыгрывались события связанные с путешествием Марии и Иосифа в Вифлеем. На нижней сцене изображался дворец царя Ирода, представлялось избиение Вифлеемских младенцев, смерть царя Ирода и его погребение. В некоторых вертепах была еще и маленькая, расположенная на самом верху, третья сцена, на которую выходил Ангел и возвещал о рождении Спасителя. Куклы обычно вырезались из дерева или шились из ткани и одевались в одежды из разноцветных лоскутков. Управляли куклами и читали их роли артисты, стоящие за сценой. Куклы могли быть с подвижными частями тела или неподвижными. Уровень художественного исполнения кукол также был самый разный: от грубо вырезанных маленьких куколок, одетых в бумажные одежды до настоящих произведений искусства, с механизмами, обеспечивающими движение рук и ног кукол, одетых в костюмы из дорогих тканей. Представления длились от часу до двух. В первой, духовной части спектакля, представлялись Евангельские события, следующая же за ней вторая часть была сугубо развлекательной. Содержание и стихотворные тексты первой, духовной части в большинстве вертепов повторялись, смысл же и количество представляемых сцен было постоянным. Традиция представления вертепов появилась в Европе в IX веке. Первые достоверные сведения о существовании вертепов на территории Российской Империи, относятся к концу VI века. Они были очень популярны вплоть до начала ХХ века. Семейные вертепы были в каждом селе или деревне. Вертепы не только носили по домам. Их можно было увидеть на ярмарках и площадях, где за умеренную плату можно было купить билет на представление. Бродячие артисты показывали Вертепы вплоть до Масленницы. Хозяева вертепов в дни рождественских праздников (на святках) могли неплохо заработать на представлениях. Побывать на представлении Вертепа для детей дореволюционной эпохи было столь же ярким событием, как посещение сегодняшней Кремлевской елки. Вот как об этом вспоминал Н.А.Полевой: “ В Иркутске, где я родился и жил до 1811 года, не было театра.<...> Театр заменяли для нас вертепы. <...> Содержание вертепной комедии было всегда одинаково: представляли мистерию Рождества. <...> Боже мой! С каким, бывало, нетерпением ждем мы святок и вертепа! С наступлением вечера, когда решено “пустить вертеп”, мы, бывало, сидим у окошка и кричим от восторга, чуть только в ставень застучат, и на вопрос наш: “Кто там ? “ - нам отвечают: “ Пустите с вертепом!” Начинаются переговоры: “Сколько у вас кукол? Что возьмете?” Представители отвечают, что кукол пятьдесят, шестьдесят, одних чертей четыре, и что у них есть скрипка, а после вертепа будет комедия. Мы трепещем, что переговоры кончатся несогласием, покажется дорого... Но нет! Все слажено... И вот несут вертеп, ставят полукругом стулья; на скамейках утверждают самый вертеп; раскрывают двери его - мишура, фольга, краски блестят, пестреют; является первая кукла - Пономарь, он зажигает маленькие восковые свечки, выбегает Трапезник, с кузовом, и просит на свечку. Один из нас, с трепетом, подходит и кладет в кузов копейку. Пономарь требует дележа; сыплются шутки, начинается драка, и мы предвкушаем прелесть ожидающего нас наслаждения. И вот - заскрипела скрипка; раздались голоса - являются Ангелы и преклоняются перед яслями при пении: Народился наш спаситель, Всего мира искупитель. Пойте, воспойте Лики во веки Торжествуйте, ликуйте, Воспевайте, играйте! Отец будущего века Пришел спасти человека! Нет, ни Каталани, ни Зоннтаг, ни Реквием, ни Дон-Жуан не производили потом на меня таких впечатлений, какое производило вертепное пение! Думаю, что и теперь я наполовину еще припомню все вертепные псальмы. И каких потрясений тут мы не испытывали: плачем, бывало, когда Ирод велит казнить младенцев; задумываемся, когда смерть идет наконец к нему при пении: “Кто же может убежати в смертный час?” - и ужасаемся, когда открывается ад; черные, красные черти выбегают, пляшут над Иродом под песню, “О, коль наше на сем свете житие плачевно!” - и хохочем, когда Вдова Ирода, после горьких слез над покойником, тотчас утешается с молодым генералом. ” (Полевой Н.А. Мои воспоминания о русском театре и русской драматургии, Репертуар русского театра, 1840, кн.2). Вертепы, представленные участниками фестиваля, были совершенно разными. Так коллектив Студии Елены Михалевой отличился оригинальной режиссерской постановкой и уверенной игрой талантливой трехлетней актрисы, исполнившей роль Ангела. Фольклорный центр "Дербеневка" удивил зрителей великолепными декорациями. Вертеп студии Игоря Климова поразил тем, что все двенадцать участников представления от пяти до девяти лет наизусть исполнили все псалмы «спектакля», подыгрывая себе на народных инструментах. Несмотря на то, что зрители просмотрели, фактически три одинаковых спектакля, и многие их них знали не только содержание «спектакля», но и тексты стихов (псалмов), они каждый раз воспринимали Вертеп по-новому, раз, за разом бурно реагируя на события, сопереживая главным героям Вертепа, помогая им выкриками: «Бегите, спасайтесь от слуг Ирода!» и бурно радуясь тому, что Добро побеждало Зло. Представители семьи Коровиных на протяжении всего праздника исполняли народные песни, пляски, организовывали традиционные игры. Между представлениями дети играли в традиционные, групповые, народные игры, на которых выросли поколения наших родителей и дедов, и которые совершенно не знают современные дети. А жаль, ведь именно в этих играх дети получают первый опыт социализации: осваивают нормы поведения в коллективе, получают навыки действия в группе. В групповых играх выявляются качества лидера или организаторские способности, развиваются сообразительность, координация движений и многое другое. Коллективы семьи Коровиных и студия традиционной культуры "Воскресенье" показали на Форуме свои вариации Коледы. Очевидно, что личное участие в Вертепе и Коляде по силе творческого развития невозможно сравнить с сидением перед телевизором, развивающем скорее лень, чем любознательность. Как рассказали руководители фольклорных групп, их интерес к традиционным, но забытым, формам народного творчества, таким, как вертепы и колядование, был вызван стремлением к развитию творческих способностей, не только у детей, но и их родителей. Все они в один голос утверждают, что с утратой народных традиций мы утратили огромный пласт культуры воспитания и развития личности. Традиционные народные гуляния и игры, создаваемые столетиями на основе православной культуры, прекрасно развивали творческие способности личности, а заодно прививали культуру поведения в социуме. «Посудите сами, - сказала руководитель детской студии традиционной культуры "Воскресенье" при ДК "Северное Чертаново", педагог со стажем Елена Михалева, - чтобы принять участие в рождественских гуляниях, в Вертепе, ребенок, как, впрочем, и взрослый, должен проявить незаурядные таланты и фантазию: запомнить соответствующие тексты псалмов, песен и частушек, придумать костюмы, разработать сценарий представления, продумать режиссуру театрализованного действия, изготовить костюмы и декорации. Словом - огромный простор для творчества! Кроме того, нет лучшего метода ознакомления ребенка с азами православия, чем игра, коей является участие в спектакле». «Кроме того, - вступил в разговор руководитель фольклорной студии, педагог-организатор Центра игр при Московском городском Дворце детского творчества на Ленинских горах Игорь Климов, - воспитание, основанное на православной культуре, формирует эмоционально и нравственно устойчивого человека, умеющего вести себя в любой социальной среде. Оно направлено на искоренение таких естественных, негативных черт личности, как эгоизм, жадность, злость, жестокость. Дети, посещающие фольклорные студии, воспитываемые на народных и православных традициях, гораздо спокойнее и дружелюбнее своих сверстников, их творческие способности выше средних». «Естественно, - продолжил Климов, - в школе эти дети получат современное образование, будут изучать иностранные языки, познакомятся с европейской культурой, но основа, заложенная в них с раннего детства – знание своих национальных корней, останется с ними на всю жизнь». Подготовка к рождественским праздникам, как правило, растягивается почти на год. Одно только изготовление народных костюмов требует огромных усилий. Если в раннем возрасте при подготовке к Рождеству дети осваивают технику вышивки, изготовления украшений из бисера, изготовления кукол, елочных украшений, то сообразительность, хорошая координация, внимательность и усидчивость в школе им обеспечены. Таким детям есть чем занять себя, у них не остается времени на телевизор и компьютерные «стрелялки». В подготовке к празднованию Рождества принимают участие, как родители, так и дети, причем объединяются несколько семей. Можно представить себе, как крепко сплачивает их совместный труд и общий праздник! Завершился Фестиваль Вертепов конкурсом детских поделок, «гулянием» (песнями и плясками взрослых) и общим застольем. Несомненно, такое Рождество на всю жизнь запомнится участникам Фестиваля! Когда участники фольклорных коллективов слышат споры политологов о сложности создания национальной идеи, призванной сплотить нацию, они смеются! Зачем придумывать то, что придумали сотни лет до нас? Нет ничего более объединяющего, сплачивающего русскую нацию, чем национальные традиции, отраженные в идеологии православия, в народных праздниках, народном творчестве, народной культуре! Их-то и надо возрождать и передавать из поколения в поколение! Галина Савинич

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Поделись ссылкой

Еще больше новостей