Ключевые вызовы, с которыми сталкиваются левые силы и западные демократии в более широком смысле, делятся на две базовые категории: экономическую и социальную
В последние годы общее мнение по поводу упомянутых выше субъектов сводилось к следующему: левые чересчур сильно отклонились в неолиберальное направление и им необходима смена курса, чтобы без промедления взяться за противодействие возрастающему неравенству, снизить социальную мобильность и укрепить государство всеобщего благосостояния. Однако не произошло никакой переоценки позиции левых сил по социальным вопросам, в первую очередь по вопросам иммиграции и национальной идентичности. И действительно, даже упоминание о необходимости такой переоценки часто вызывает негативную ответную реакцию.
Например, недавно со страниц The Guardian Тони Блэр, Хиллари Клинтон и Маттео Ренци призвали европейских левых пересмотреть собственную позицию по поводу иммиграции. «Вы обязаны обратить внимание на справедливые претензии и дать на них ответ; именно поэтому в современной Европе вы не сможете полноценно участвовать в выборах, пока не сформируете твердую позицию по поводу иммиграции, потому что люди взволнованы этим», – убеждал Блэр. Ему вторила Клинтон, настаивая на том, чтобы «Европе... разобраться с миграцией, потому что пламя разгорелось именно из-за этого». Не у каждого человека, желающего иммигрировать на Запад, получится это сделать, «если только он не имеет права получить убежище, что уже не первое столетие закреплено в нашей законодательной базе». Разумеется, те лица, которые несут угрозу национальной безопасности, должны быть отправлены назад, а мигрантам, которые уже находятся на территории страны, придется учить язык, платить налоги, выполнять законы и стоять в очереди. Реакция на эти заявления была скорой и яростной. Один из заголовков гласил: «Холодный прагматизм Хиллари Клинтон дает зеленый свет ультраправым силам».
Схожая буря разразилась в ответ на статью Энджелы Нэгл, где критиковалась позиция американских левых по поводу иммиграции. Нэгл отметила, что лозунгом «Нет нелегальных людей!», превратившегося в монотонный речитатив современных протестов, левые безоговорочно одобряют весь набор аргументов в пользу полного упразднения границ или суверенных наций – одной из позиций, которая в большей мере ассоциируется с правыми силами, отстаивающими идею свободного рынка. «Но какие последствия окажет неограниченная миграция на такие проекты, как универсальное общественное здравоохранение и образование или гарантированное обеспечение рабочими местами в федеральных учреждениях? И как прогрессивисты убедительно разъяснят эти цели американской общественности?» На Нэгл также посыпался шквал резких возражений в стиле: «У левых нет набора аргументов в пользу национализма».
Такого рода ответы больше мешают, чем помогают левым справиться с насущной угрозой со стороны правых, поскольку эти ответы скорее отвергают опасения избирателей, а не реагируют на них. Избиратели в США и Европе неизменно определяют иммиграцию как одну из самых важных проблем, с которыми сталкиваются их страны, причем большинство граждан в большинстве этих стран склоняются к необходимости ограничения иммиграции. Есть даже еще более серьезный повод для беспокойства: многие граждане утверждают, что иммиграция подвергает их страны таким изменениям, которые им не по душе, а многие избиратели с левыми предпочтениями видят большие разрывы между позицией своих партий и своей собственной позицией по поводу иммиграции. Проблемы нельзя решить, если оставаться в стороне от них. Если левые желают возразить на опасения по поводу иммиграции, а также воспрепятствовать использованию этих опасений в интересах правых сил, им необходимо предоставить более качественные доводы и политические решения, чем это имело место в прошлом.
Некоторые опасения имеют под собой экономическую основу. Иммиграция, равно как и глобализация и технологические изменения, несет в себе чистый выигрыш для общества, но выгоды от нее наиболее явно ощущаются в многонациональных городских районах с высокообразованными элитами, в то время как ее отрицательные моменты особенно сильно проявляются в сельских и прочих районах, где проживают рабочие люди с низким уровнем образования и низкой квалификацией. Тот факт, что иммиграция в общем и целом привела к увеличению притока прежде всего рабочей силы с низкой, а не с высокой квалификацией и что мы сейчас живем в эпоху дефицита низкоквалифицированных рабочих мест с достойной оплатой труда, – все это, возможно, стало причиной и основой для того, что рабочие и другие представители низкоквалифицированного сектора трудовой деятельности больше всего склонны опасаться конкуренции за экономические ресурсы со стороны недавних (низкоквалифицированных) волн эмиграции.
Точно так же, особенно во времена растущих экономических рисков и правительственного курса на строгую экономию, граждане склонны с опасением относиться к разнородному фискальному давлению, возникшему по причине иммиграции, и – как установили Арли Хохшильд, Кэтрин Крэмер и другие – рабочие люди и прочие представители «прекариата», возможно, особенно предрасположены к возмущениям по поводу приезжих людей, которые в их глазах ассоциируются с желанием «пролезть без очереди» к государственным социальным пособиям. Как констатируется в одном исследовании по Германии и Франции, «до тех пор, пока люди беспокоятся о своем будущем, никуда не денется скептицизм по поводу предоставления помощи чужестранцам». Это выражается в том, что избиратели в числе причин своего неприятия иммиграции часто называют «захлебывающийся коммунальный сектор» и финансовые расходы.
Наряду с опасениями экономического плана левым силам также необходимо встретить с открытым забралом тревоги избирателей по поводу ассимиляции и угроз национальной идентичности. За последние годы приехало беспрецедентно большое количество иммигрантов из самых разных культур. (Даже в США, имеющих долгую историю иммиграции, проявлялась негативная общественная реакция, когда иммиграция достигала тех же масштабов, что и сегодня.) В то время как многие левые элиты видят в нации «отживший свое» и даже опасный конструкт, большинство граждан не соглашаются с этим: европейцы по-прежнему гордятся своей разнообразной национальной идентичностью и верят в то, что «ради блага нашей страны иммигрантам необходимо впитывать в себя обычаи и традиции наших стран». Ученые постоянно выявляют опасения и страхи по поводу социального и культурного влияния иммиграции, являющегося одним из главных – возможно, самым главным – фактором формирования общественного мнения по поводу иммиграции.
Реагирование на эти опасения не эквивалентно перениманию или «нормализации» ксенофобии и расизма правопопулистских сил. Существует различие между отмежеванием от популистских партий и отвержением тех претензий, которые они используют в своих интересах. Это непосредственная задача партий левого толка (и демократии в более широком смысле) – обеспечивать разъяснения и решения для общественных проблем и общественного недовольства. В прежние времена общепринятая тенденция к игнорированию или очернению опасений по поводу иммиграции и национальной идентичности мало способствовала сдерживанию роста популизма; в действительности это, возможно, даже способствовало ему – благодаря предоставленной популистам возможности еще более интенсивно использовать эти проблемные темы в своих интересах.
К счастью, разрастается «негативная реакция на негативную реакцию» по поводу вовлечения в эти проблемные темы. В последнее время – наряду с вмешательством Блэра, Клинтон, Ренци и Нэгл – Джон Джудис, Фрэнсис Фукуяма, Уильям Галстон, Михаэль Брёнинг и другие авторы написали серьезные книги и статьи по теме иммиграции и национальной идентичности. Левым силам необходимо брать на вооружение идеи и политические курсы, предлагаемые этими и другими авторами, а также в более широком смысле реагировать на страхи и опасения своих избирателей и граждан, а не пытаться их отвергать. Отличительной чертой популистского электората является убежденность в том, что политики, партии и правительства не проявляют к ним никакого внимания. Для преодоления этой убежденности вообще и страхов перед иммиграцией и угрозами национальной идентичности в частности левым необходимо разрабатывать оригинальные, позитивные и жизнеспособные ответы по поводу иммиграции и тем самым оппонировать пессимистичным ответам, предлагаемым правыми силами. В противном случае правые просто получают возможность определять и задавать тон публичным дискуссиям на эту тему.
Тем же, кто продолжает придерживаться скептических взглядов, стоит вспомнить историю левых сил как таковых. Приблизительно сто лет назад, накануне Первой мировой войны и самого ужасного периода в европейской истории, национализм уничтожил международное социалистическое движение и стал причиной трагического раскола в рядах соответствующих партий. Мы не находимся в настолько критической ситуации, но чтобы удостовериться в том, что мы не продолжаем двигаться в этом направлении, левые силы должны будут признать и отреагировать на те претензии и тревоги, которые сегодня бурлят в их странах.
Оригинал https://www.ipg-journal.io/rubriki/demokraticheskoe-obshchestvo/statja/show/isportit-delo-populistov-711/
Шери Берман
Комментариев нет:
Отправить комментарий