пятница, 27 апреля 2012 г.

Информационное общество: современная инфраструктура и технологии госуправления



С 26 по 27 апреля этого года в Москве прошла VII Всероссийская конференция E-Government 2012 по теме «Информационное общество: современная инфраструктура и технологии государственного управления» Эта конференция проводится уже седьмой год. Ее организаторами являются компания Infor-media Russia и Российское агентство развития информационного общества (РАРИО). За два дня выступили около 20 представителей профильных ведомств, региональных администраций, бизнеса, научного мира.
. Представители органов государственной и муниципальной власти, а также участники IT-бизнеса собрались, чтобы обсудить последние изменения в сфере развития электронного правительства, поделиться опытом в реализации ФЦП «Информационное общество 2011–2020 годы», наметить дальнейшие шаги развития. Основные темы: Реализация Государственной программы «Информационное общество 2011–2020 годы»: что удалось достичь? Электронное правительство как механизм борьбы с коррупцией. Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Облачные технологии: перспективная платформа для предоставления государственных услуг. Информационная безопасность. Универсальная электронная карта. Электронный документооборот. Электронный регион и муниципалитет: опыт и практика. Реализация проекта электронный гражданин. Информационно-аналитические системы и опыт их применения. Открыл пленарное заседание конференции, модератор Александр Айгистов, руководитель РАРИО. Он начал свое выступление с того, что в последние 4 года правительство уделяет особое внимание развитию IT-технологий - это направление вошло в пятерку стратегических сфер модернизации страны. Докладчик отметил, что Россия значительно укрепила свои позиции в международном IT-рейтинге. Лидером рейтинга по прежнему остается Южная Корея, за ней следуют Нидерланды, Великобритания, США. Россия в этом рейтинге переместилась с 59 на 21 место, обогнав Италию, Голландию, Польшу и др. страны. Александр Айгистов перечислил ряд прорывных проектов, реализация которых позволила России улучшить свой имидж в глазах международных экспертов. Это проект «Интернетизация страны» (обеспечение интернетом школ, библиотек, некоторых медицинских учреждений), подключение к сети интернет государственных служащих. Процесс интернетизации страны находится где-то посередине – предстоит еще обеспечить доступом в Интернет малые населенные пункты, районы Крайнего севера и другие малодоступные районы страны. Проект «Свободное программное обеспечение», включающий в себя разработку программного обеспечения портала госуслуг. От планов свободного программного обеспечения школ впоследствии отказались, ограничась рассылкой дисков и обучением учителей. Проект создания национальной программной платформы, которая должна стать основой в органах государственной власти. Запуск портала «Государственные услуги», которым по данным Минсвязи уже воспользовались 20% населения страны. Проект «Программно-информационное общество», включающий в себя внедрение IT-технологий во все сферы деятельности и повышение компьютерной грамотности среди населения, внедрение системы электронной демократии, открытого правительства. Проект «Система межведомственного (регионального) электронного взаимодействия (СМЭВ)», о котором подробно говорилось на V Совете по региональной информатизации, проходивший в Нижнем Новгороде, и который вступит силу в июле 2012 г. Проект «Универсальная электронная карта» должен быть запущен к концу 2013 г. Проект «Вертикаль IT-власти» определивший персональную ответственность за внедрение IT- технологий, которую возложили на заместителей председателей федеральных и региональных правительств, заместителей губернаторов. Айгистов упомянул также о готовящемся постановлении Правительства определяющем три уровня обязательного владения компьютером госчиновников (базовый, расширенный, специальный). Проект «Выбор единого подрядчика электронного правительства», которым стал Ростелеком. Проект «Инноград Сколково». Проект «Компьютерная грамотность населения страны», в том числе людей пожилого возраста. Минкомсвязь создал «Библию» для руководителей регионов, в которой отражены принципы организации обучения работе на компьютере населения. Минкомсвязь разработал Единый портал электронной демократии и выпустил также пять рекламных роликов по этой тематике. Александр Шепилов, секретарь комиссии по развитию информационного общества Совета законодателей Совета Федерации выступил по теме «Актуальная повестка дня для электронного государства». Он сказал, что если такие элементы электронного государства, как оказание услуг электронного правительства или запуск СМЭВ более или мене реализуются, то ряд других направлений, таких как информатизация здравоохранения или Универсальная электронная карта «провисают». В своем выступлении, он рассказал о ряде конкретных проблем, возникших в процессе реализации девяти вышеупомянутых проектов по информатизации общества. В частности докладчик обратил внимание на некоторую двойственность статистических данных, приводимых высокими чиновниками, которые утверждают, что с момента запуска СМЭВ в систему поступило около 4-8 млн. запросов, но при этом не приводятся цифры о конечном продукте - выдаче через систему конкретных документов. «Сегодня мы столкнулись с ситуацией, - продолжил докладчик, - когда около половины региональных правительств еще не подключились к серверу оказания 14 первоочередных госуслуг электронного правительства, и не прошли технического тестирования, а с 1 июля по закону они должны начать оказывать их в полном объеме. Реально же в этот срок укладываются только Татарстан, Омск и еще несколько регионов. Он отметил множество технических несоответствий, отсутствие единой стандартизации и отсутствие ключевых показателей технической эффективности внедряемых систем. Все это мешает запустить систему в срок и без сбоев. Секретарь комиссии по развитию информационного общества Совета законодателей Совета Федерации отметил недостаток экспертных площадок, на которых представители регионального бизнеса и региональных информатизаторов могли бы детально обсуждать способы реализации проектов, предлагаемых федеральным правительством – тогда бы было бы меньше ошибок и недоделок на местах и ускорило бы темпы продвижения проектов. Необходима конкуренция, принимаемых решений, при отсутствии которой трудно в итоге получить качественный продукт. Говоря о проекте информатизации общества, он заметил, что когда идея овладевает массами, она становится материальной силой и далее развивается сама, без участия государства. Александр Тихонов, директор по развитию бизнеса «Универсальная электронная карта» рассказал о преимуществах этого продукта (дисконтной карты) при получении гражданами государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Уже с июня этого года Универсальная электронная карта будет направлена в некоторые регионы для пилотирования. Сложность внедрения карты состоит в подключении ее к большому количеству информационных банков персонализации данных о гражданах: пенсионный, фонды медицинского страховании, АСАГО, КАСКО, налоговая, паспортный стол, банковские счета и так далее. Александр Тихонов заверил собравшихся, что параллельно будут выпушены карт-ридеры – считывающие устройства. Юрий Михеев, первый заместитель директора ВНИИПВТИ, руководитель Совета главных конструкторов напомнил, что когда в 2003 г. В.В.Путин ставил свою подпись под таким международным соглашением, как «Декларация принципов Построение информационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии», он подписывался совсем под другим в сравнении с тем, о чем мы сейчас говорим». «Последние 10 лет мы нажимаем на госуслуги, - сказал выступающий, - но, по определению информационное общество, как оно было задумано и названо развитым постиндустриальным обществом, в котором тотально будут использоваться средства ИКТ, а под словом услуги понимают техническую, экономическую, материальную поддержку граждан. Меня настораживает устойчивая тенденция непонимания сути слова «государственная услуга». Государство должно обеспечивать гражданина реальными услугами: едой, транспортом, медициной, образованием, социальной защитой, а не справками есть это у него или нет». «Мы должны поставить на службу развития экономики, социальных процессов всю нашу информатизацию, вот тогда мы будем по праву говорить, что у нас информационное общество, - сказал ученый. Мы говорим о модернизации государства и проводим реформы в разных областях. На мой взгляд, надо сделать упор на модернизацию госуправления (муниципального, регионального, федерального)». «Минэкономразвития занимается экономической стороной развития внедрения ИКТ. Минкомсвязи занимается технологической стороной этого дела, но никто не координирует их деятельность, - заметил ученый. На уровне регионов можно обеспечить это взаимодействие». «Мы сейчас по запросу Минсвязи разрабатываем базовые правила разработки стратегии и концепции информатизации, правила внедрения, оценку стоимости проектов, энерго эффективность, форматы хранения информации, форматы обмена данными, единый классификатор ИКТ компонентов и стандарты». В существующий ныне 73 органах государственной власти применяется несколько сотен форматов хранения данных. Стандартизация отсутствует. Предложения: 1. Надо правильно ставить акценты, когда мы применяем понятие «информационное общество». 2. Координировать действия различных организаций, проводящих информатизацию общества. 3. Обратить внимание Минкомсвязи на необходимость создания методологии и стандартизации. На последующей за пленарным заседанием сессии, на которой были рассмотрены вопросы работы механизмов и технологий построения электронного правительства выступили руководители профильных министерств, представители бизнеса. Сергей Кучин, министр информационных технологий, связи и средств массовой информации правительства Нижегородской области сказал, что СМЭВ – это не миф, а наша реальность, вопрос в том насколько мы ею довольны. Сергей Кучин одобрил решение о подключении всех регионов и муниципалитетов страны к СМЭВ за счет федерального бюджета, через Ростелеком, тем самым создав единообразие в системе взаимодействия. При этом он предложил ввести защищенные статьи в бюджет на оплату услуг национального оператора по установленным нормативам. Министр предложил заранее утверждать единые правила для регионов, чтобы не получилось дублирования региональных госресурсов с федеральными. Евгения Василенко, руководитель региональных проектов PingwinSoft рассказала о создаваемом, представляемой ею фирме, программном обеспечении для электронного документооборота. Владимир Матвеенко, заместитель начальника Управления финансовых технологий, Федерального казначейства рассказал о новых подходах к развитию Государственной Автоматизированной Системы «Управление» (ГАСУ). Александр Панов, председатель Фонда содействия развитию технологий и инфраструктуры Интернет рассказал о создании нового российского домена верхнего уровня «Москва». Панов считает, что у государства, столицы должен быть не только свой флаг, герб, но и домен. Наличие у Москвы доменного имени верхнего уровня является сильнейшим инструментом создающим положительный бренд города. Как следствие оно повышает его инвестиционную и туристическую привлекательность. В мире только 25 городов имеют свои доменные имена. Попадание в этот список Москвы – один из факторов престижа. Выступающий сообщил также об участии в столичной Программе «Информационный радиус», которая осуществляется в Департаменте информационных технологий Правительства Москвы. Предполагается создание доменов третьего уровня, например «.школа.Москва», то же относительно музеев, других организаций. По статистике около 44 % владельцев ресурсов, зарегистрированных в национальном домене «.рф» проживают в Москве и Московской обл. После выхода домена «Москва.» предполагается выйти на 600 тысяч доменных имен уникальных сайтов. Общий объем инвестиций в заявку домена «Moskow» на сегодняшний день составляет 5, 5 млн.долларов. Владимир Ниесов, профессор факультета бизнес-информатики Высшей школы экономики поделился своими представлениями о совершенствовании организационно-правового обеспече6ния в едином информационном пространстве органов государственной власти России. Он обратил особое внимание на необходимость коллективной разработки, концептуальных основ формирования информационного пространства, унифицированной нормативно-правовой базы информационного взаимодействия всех субъектов, которые участвуют в судопроизводстве, а также унифицированной системы типовых форм электронных документов. В рамках конференции прошел Круглый стол по теме: «Проблема информационного неравенства: как ее преодолеть». Светлана Опенышева, заместитель председателя правительства Ульяновской области, Министр информационных технологий начала с главного смогут ли граждане пользоваться услугами электронного правительства и позволит ли компетенция чиновников работать в электронном правительстве. Жизнь показывает, что чиновники низшего уровня часто не готовы к такой работе. В Ульяновской области часто проводятся аттестации и тестирование административного аппарата, которые показали, что многие главы городских и сельских поселений не владеют компьютером. И здесь проблема информационного неравенства стоит особенно остро. Для ее преодоления в области был создан Центр повышения компетенции, в котором бесплатно обучаются и чиновников и все желающие граждане. Информационное неравенство возникает и из-за каналов связи, качество которых в сельских местностях резко падает по сравнению с областным центром. Из-за этого в частности в городских поселениях сложно будет оказывать услуги электронного правительства. К вопросу о финансировании внедрения IT – технологий подключился Сергей Кучин, министр информационных технологий, связи и средств массовой информации правительства Нижегородской области. «Если целью развития IT технологий являются задачи федерального уровня, то и финансирование должно осуществляться за счет федерального центра». Некоторые регионы берут на себя финансирование базовой инфраструктуры, а потом уже создаются условия стимулирующие инвестирование со стороны частного сектора. Илья Демидов, преподаватель Московского университета госуправления (МУГУ) рассказал об участии специалистов МУГУ в городской программе «Информационный город» по обучению госслужащих IT технологиям за короткий промежуток времени. Так был проведен семинар для 1500 человек по ультракороткому обучению за 4 часа по определенной компетенции. В планах института обучение нескольких тысяч госчиновников базовой компьютерной грамотности. Большое внимание в области обучения уделяется дистанционному обучению. Университет также сделал обучающую спецпрограмму по электронному правительству и информационному обществу. Правительство Москвы и профильные подразделения уделяют проблеме обучения госслужащих значительное время. Во второй день работы конференции было проведено пленарное заседание и две сессии, на которых с разных ракурсов был рассмотрен вопрос о развитии информационного общества в регионах. Выступили представители профильных ведомств и регионов, в том числе Тюменской, Омской и Самарской областей, Алтайского края, а также руководители бизнес структур. В целом проведение 7-ой Всероссийской конференции E-Government 2012 стало важным событием в преддверии Первого Федерального конгресса по электронной демократии, который будет проходить в Москве 17-18 мая. Галина Савинич

Комментариев нет:

Отправить комментарий

В этом гаджете обнаружена ошибка

Офис2013

Поделись ссылкой

Поделись ссылкой