Новости общественных организаций и гражданского общества, фоторепортажи, видеорепортажи, слайд-шоу, множество интересных публикаций .
Важно
среда, 19 декабря 2012 г.
К 45-летию фильма "Война и мир"
19 декабря 2012 года в Москве, в Большом зале Дома кино состоялся Вечер, посвящённый закрытию Юбилейного года 200-летия Победы России в Отечественной войне 1812 года. Кинематографическое сообщество внесло свою лепту в это важнейшее культурно-историческое событие чествованием создателей и участников киноэпопеи «Война и мир», 45-летие выхода на экраны которой пришлось на этот год. Организаторами вечера выступили Союз кинематографистов России, Национальная академия кинематографических искусств и наук России, Киноконцерн «Мосфильм».
Киноэпопея «Война и мир» режиссера С.Ф.Бондарчука, состоящая из четырех фильмов, по признанию российских и международных критиков стала лучшей экранизацией, отражающей события, связанные с Отечественной войной 1812 года. Фильм снимали 6 лет (1961 по 1967 г.г.). Он стал одним из самых дорогих кинопроектов в истории кинематографии (около 100 миллионов долларов по версии сайта imdb.com, по официальным данным бюджет фильма составил 8 млн рублей, без учета затрат Минобороны СССР). Фильм снимался по личному распоряжению руководителя Советского Союза, Первого секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрушева, что придавало фильму статус «дела государственной важности». Создатели фильма получили доступ к музейным фондам, использовали для съёмок подлинную мебель и аксессуары XIX века. Пошив костюмов осуществлялся на лучших предприятиях Министерства лёгкой промышленности СССР. В распоряжение съёмочной группы были переданы целые воинские подразделения, общей численностью до 10 тысяч человек: Министерством обороны СССР, был сформирован отдельный кинематографический кавалерийский полк в составе 1500 всадников.
Однако фильм Сергея Бондарчука нельзя оценивать лишь с точки
зрения затрат и их окупаемости, как нельзя оценивать с меркантильных позиций
любое произведение искусства. Только за первый год выхода фильма в прокат его
посмотрели 135 млн. зрителей, только в СССР фильм собрал 58 млн. рублей.
Невозможно сосчитать количество просмотревших этот фильм в других странах, но
можно с уверенностью сказать, что он стал мировым бестселлером.
Спустя 45 лет стало очевидно, что киноэпопею «Война и мир»
справедливо было бы причислить к национальному достоянию. Фильм великого
режиссера Сергея Федоровича Бондарчука стал эталоном экранизации великого
произведения Льва Николаевича Толстого. Бондарчуку удалось выразить дух времени,
реализовать в кино грандиозный философский замысел автора, при этом - сохранить
текст первоисточника.
Киноэпопея Бондарчука «Война и мир» - признана лучшей
экранизацией событий Отечественной войны 1812 г. Она завоевала множество
международных наград, в том числе: Большой приз фильму и диплом Людмиле
Савельевой на IV Московском КФ в 1965 г. Почётный приз за операторскую работу
на VII конгресс МАНК в Праге (Чехословакия) в 1966 г. Почётный диплом на V
Международном техническом конкурсе фильмов в рамках VII Конгресса УНИАТЕК в
Праге в 1966 г. Титул «Лучший актёр года» по опросу журнала «Советский экран» в
1966 г получили Вячеслав Тихонов и Людмила Савельева. Премию Нью-Йоркской
ассоциации кинокритиков за лучший фильм на иностранном языке в 1968г. Премию
«Оскар» Американской киноакадемии за лучший фильм на иностранном языке и
номинацию в категории лучшая работа художника-постановщика в 1969 г.
Американскую премию «Золотой глобус», присуждаемую Голливудской ассоциацией
иностранной прессы по опросу 90 журналистов, за лучший фильм на иностранном
языке в 1969 г. Премию Национального совета кинокритиков США за лучший фильм на
иностранном языке в 1969 г. Фильм был номинирован на премию «BAFTA» за лучший
фильм на иностранном языке в1970 г. Актриса Людмила Савельева получила приз на
фестивале советских фильмов в Сорренто1973 г. Значение киноэпопеи Сергея
Бондарчука в части патриотического воспитания трудно переоценить. Несколько поколений
граждан Советского Союза и России учили и продолжают изучать историю России по
этому фильму, равноценному десятку учебников и статей историков и литературоведов. В нем очень точно отражен
национальный характер народа, менталитет разных социальных слоев общества.
Казалось бы не просто разные, а и порой враждебные классы, объединились,
подчиняясь загадочному чувству – любовь к Родине. Жертвенность и самоотверженность
стали общей чертой для представителей всех слоев общества от крестьян до
князей. Почувствовать и передать этот
дух мог только режиссер, родившийся в России, лично переживший ужасы и невзгоды
Великой отечественной войны.
Создание киноэпопеи «Война и мир» можно оценить как
профессиональный подвиг всего творческого коллектива фильма, учитывая уровень
технологий кинопроизводства 60-х годов. На вечере был показан эксклюзивный
фильм о том, как снимались батальные сцены и цены пожара Москвы для третьего
фильма киноэпопеи «1812 год». Эти кадры вызвали удивление и восхищение зрителей.
Фильмы по роману «Война и мир» снимали и другие режиссеры
мирового уровня, среди них Кинг Видор (1956) и Роберт Дюрнхельм (2007 год). Это
были также высокозатратные фильмы с участием звезд мирового кино, но они, увы, не
получили признания публики. Сегодня стало очевидно - любые попытки новой
экранизации романа обречены на провал. Они меркнут в сравнении с фильмом Сергея
Бондарчука, как меркнут подделки перед шедеврами настоящего искусства. Я не
сомневаюсь, что киноэпопея Бондарчука «Война и мир» рано или поздно будет
причислена к «мировому культурному наследию» ЮНЕСКО.
На вечере в Доме Кино состоялось чествование создателей,
актёров и участников производственного процесса киноэпопеи. Ведущей вечера,
прекрасно исполнившей свою роль, была киновед Ольга Палатникова. Вечер открылся
выступлением Губернаторского оркестра Московской области под управлением
главного дирижера Олега Викторовича Лебединского. В концертной программе вечера
приняли участие оперные певцы, танцевальный коллектив, выступил Михаил Ножкин (певец,
артист кино и композитор). Зрители имели возможность увидеть и услышать
легендарного оператора киноэпопеи «Война и мир», Анатолия Петрицкого, впервые в
мировой практике, применившего оригинальные технологии съемки батальных сцен.
Во время съемки бала он передвигался вокруг танцующих артистов на роликовых
коньках, достигая при этом особого чувства присутствия у зрителя. Операторская
работа Петрицкого была отмечена Американской академией киноискусства, он же -
обладатель почетных дипломов 26-го Венецианского кинофестиваля, Пятого
международного технического конкурса УНИАТЕК и Почетного приза за сложные движения
камеры на Седьмом конгрессе МАНК в Праге.
Анатолий Анатольевич поделился воспоминаниями о работе над
фильмом. «Хотя в съемках батальных сцен участвовало до двенадцати тысяч солдат,
- вспоминал он, - Сергей Федорович отлично управлял этой массой людей. Он
всегда знал, какой солдат куда пойдет и что сделает. Хоть его и называли
диктатором, но по-другому невозможно было удержать в руках такую массу народа.
Анатолий Петрицкий - Заслуженный деятель искусств РСФСР, известен также, как
оператор фильмов: «Мимино», «Мой ласковый и нежный зверь», он же выступил и в
качестве режиссера двух фильмов.
Значительная часть вечера была посвящена чествованию Ирины
Константиновны Скобцевой-Бондарчук - Народной артистке России, Лауреату
международных кинофестивалей, президенту Международного кинофестиваля им.С.П.
Бондарчука «Волоколамский Рубеж». В августе этого года она отметила свое
85-летие. Больше часа она провела на сцене, рассказывая о себе, своей семье, о
том, как работал ее супруг, режиссер Сергей Бондарчук. Как в далекой молодости,
так и теперь эта замечательная актриса поражает своей неувядающей красотой. Ее
большие, ясные глаза, как и прежде, светятся любовью и озорным блеском.
Ирина Скобцева – человек высокой культуры и глубоких знаний,
одна из лучших представителей советской интеллигенции. Она - прекрасная
рассказчица, обладающая великолепным чувством юмора, совершенно не переносит
лести и восхвалений в свой адрес. Слушать ее – сплошное удовольствие: такую
правильную, русскую речь теперь уж не услышать в нынешних телевизионных программах,
особенно молодежных, хотя как раз там она обязательно должна присутствовать. Ее
памяти могут позавидовать даже молодые. Она не только помнит всех коллег по
цеху, но и очень деликатно обо всех отзывается.
Ирина Скобцева – женщина удивительной судьбы. От природы
наделенная редкой красотой, она, тем не менее, всегда оставалась скромным
человеком. О титуле «Мисс шарм», присвоенном ей на Каннском кинофестивале она всегда
отзывалась с большой иронией. Ирина порой сожалела, что красота в молодости
мешала ей получить разноплановые драматические роли. И только в зрелом возрасте
ей удалось реализовать свой талант в таких фильмах, как: «Тихий Дон», «Зависть богов», «Наследницы» и
др. «Молодое поколение, которое захлебнулось в убийствах и крови на экране,
должно пережить это и снова обратиться к настоящему кино,- говорит Ирина
Скобцева, - повернуть свое существо к тому истинному, для чего живет человек на
этой земле».
Ирина и Сергей Бондарчуки прожили в супружестве 35 лет. Как
рассказала Ирина, их жизнь не была безоблачной. Сергей Федорович был безудержен
в работе, порой доходил до полного нервного истощения: за шесть лет съемок
«Войны и мир» он перенёс два инфаркта и одну клиническую смерть. Сергей
Федорович, со своим взрывным характером, нажил себе немало врагов. Скандал,
разразившийся на V Съезде кинематографистов СССР, довел Бондарчука до
предынфарктного состояния, и только присутствие рядом верного друга-жены
помогло ему справиться с недугом. Коллеги и критики неоднократно упрекали
Сергея Бондарчука в семейственности. Но как иначе мог поступить режиссер, если
он был уверен в высоком профессионализме Ирины Скобцевой, и ни разу не ошибся.
Что же касается роли Элен Курагиной, то Ирина, наравне с другими красавицами
советского кино, прошла кинопробы и была утверждена на эту роль комиссией, как
наиболее подходящая актриса.
Многие завидовали Ирине Скобцевой в молодости, многие
завидуют ей и в старости. Завидуют ее прекрасно сохранившейся красоте, завидуют
оптимизму и юмору, силе духа и гордости, достоинству и интеллигентности. И
пусть завидуют, раз на это есть основания.
Зрители долго не
хотели отпускать со сцены любимую актрису, буквально засыпав ее букетами цветов
и подарками. Особенно порадовалась она преподнесенной корзине ландышей – ее
любимых цветов.
Завершился вечер показом третьего фильма кино-эпопеи «Война
и мир» – «1812 год».
Галина Савинич
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий